У всех людей есть воспоминания о какой-то команде с их детства. У каждого есть кумиры, любимцы, те, игра которых вдохновляла, те, которые останутся в памяти не как просто игрок, а как часть чего-то большего, часть истории, памяти, часть жизни, детства, юности. Часть большего, нежели хотелось бы, но в далеком будущем, взглянув назад, это прошлое покажется сказочным, а этот образ – великим, эта команда – загляденьем, а имена тех великих людей – частью твоего личного Зала славы.
Прошлое, будущее, настоящее, история, традиция, легенда. Факт или миф, чудо или закономерность, герой или злодей. Мы несем огромную историю за собой. И не все могут попасть в эту карусель, не всем есть место в вагоне или купе, и лишь тот самый человек, команда, тот самый сезон, битва, тот самый матч, то, ради чего стоит прожить еще одну такую же жизнь. То, ради чего стоит сказать «нет» на предложение «прожить жизнь заново, снова, но по-другому».
Великий Арсенал начала 2000-х, великие игроки, огромная история. Имена, игры, результаты, карьеры, трофеи, награды, выступления, гордость. В начале этого столетия мы стали свидетелями самой сильной команды в истории Английских чемпионатов. Арсенал имени Арсена Венгера, Арсенал имени Тьери Анри, Робера Пиреса, Денниса Бергкампа, Арсенал той победы, той поры, того старого времени. Та команда, историей которой живут миллионы болельщиков и сегодня. Тот миф, что тал фактом, то чудо, что стало закономерным, та история, которая получила отдельное купе, а не койку рядом.
Тот мираж, который пришел неоткуда, но подарил десятки месяцев куража и радости. Тот Арсенал, который теперь не переплюнуть, а лишь повторить пройденное им. Тот клуб, который получил нечто большее, нежели трофей, он получил болельщиков, их сердце, радость. И даже в сей неблагоприятный исторический отрезок, в этот «безчемпионский» период, когда команда становится посмешищем в глазах МЮ, Ман Сити и Челси, в тот миг, когда клуб в такой яме, в этот день, сегодня, даже сегодня у клуба многомиллионная армия поддержки.
Невозможно спечь пирог без составляющих, невозможно начертить круг без карандаша, невозможно пересечь границу, не ощущая и не осознавая этого. У каждого периода есть свои личности, есть команды чемпионов, если лица, которые тянут всех к чемпионству, а есть те, кто стали ими, кто стали звездами, легендами. Но они были поставлены на второй план, не потому что хуже, а лишь потому, что были те, кто сиял ярче, потому что, были те, кто стал не просто всем, но и чем-то большим.
Деннис Бергкамп - один из лучших канониров в истории сего клуба. Лидер и идол болельщиков, кумир и любимец публики. Один из самых колоритных и запоминающихся игроков в истории АПЛ. Один из символов Арсенала его новой эры. Один из центров самых необычных и невероятных фактов, один из представителей эпохи чемпионств. Эпохи побед и прекрасной игры. Эпохи триумфа и звезды всей команды. Эпохи, которую вспоминает каждый болельщик канониров, в надежде на ее повторение, хотя, такое повторять нельзя, ибо такое может быть лишь в единственном экземпляре.
Он пришел в клуб после провала в Интере. Он пришел, как неудачный малец, имеющий невероятный талант к шедеврам. Он не стал голеадором, он не стал главным забивальщиком, он стал тем, кто подарил десятки шедевров. Он стал тем, у кого каждый гол имеет право на собственный титул или награду. Он стал тем, кто подарил три шедевра в одном матче. Он стал тем, чьи голы заняли первые 3 строчки в рейтинге лучших в минувшем месяце. Деннис Бергкамп – человек, который 11 лет играл в одной футболке, человек, который ушел столь же красиво, как и появился. Человек, который сыграл одну из главных ролей в сказке Арсенала.
Человек, который стал вторым канониром в истории, после всемогущего Анри. Игрок, который был легендой Хайбери. Футболист, который стал частью того стадиона, который остался лишь в памяти людей. Того стадиона, который навсегда останется в истории канониров. Ему не нужно возвращаться, чтобы снова засеять, ведь та история хороша, которую можно пройти на одном дыхании.
За годы выступления в Арсенале он получил прозвище Нелетучий голландец. Деннис не летал на самолетах, практически не играл в выездных матчах Лиги чемпионов. Аэрофобия, которая была над ним всю его карьеру, панический страх, который в начале его карьеры мог стоить ему жизни. Он должен был лететь в самолете суринамских голландцев на историческую родину, но не полетел. Тот рейс не долетел, погибло 176 человек, и лишь чудом, лишь доля и судьба не дали ему погибнуть, не дали закончится истории, которая еще толком не была начата.
Бергкамп забил более сотни мячей в футболке пушкарей за 11 сезонов. Каждый его гол был своеобразным самородком. Каждое взятие ворот было маленьким шедевром, каждое ликование было своеобразной сказкой. Деннис стал частью легенды о том велико Арсенала. Он стал его символом, гордостью, первым голландцем, чье имя есть в Зале славы английского футбола. Он номер 2 в истории команды, он всегда будет ее песней в сердце, которым стал Анри.
Быть может, Iceman заслуживал большего, быть может, в любое другое время он бы стал настоящей легендой, не будучи под крылом у кого-то. Быть может, он смог бы затмить самого Анри. Но зачем ему этот вариант. Он получил радость, гордость и любовь. Он получил признание и честь. А его имя – свою страницу в огромной книге об Арсенале. Он получил часть истории великой победы, сокрушительного сезона на ноль. Он закончил карьеру летом 2006-го в прощальном матче Хайбери, в игре против команды своего детства – Аяксе. Вместе с историей стадиона закончилась и история великого голландца в футболке великого Арсенала.
И скорее всего, так и надо. Великие люди не уходят под музыку или оркестр, они уходят под конец фильма или главы, завершая длинную историю. И если от этого станет лучше, то великая история стадиона и голландца навсегда станет в ряд в сказке канониров. И кто знает, быть может, в далеком будущем мы посмотрим назад и вспомним великого Бергкампа раньше, нежели историю великого стадиона, на котором и началась его прекрасная история, на котором, по законам жанра, она и закончилась. Скажите хэппи-энд? Нет, ибо великие люди не могут уходить иначе, ведь на то они и велики, чтоб уходить с оркестром, а не под него.