Лучшим, правда, испанца считают преимущественно специалисты и коллеги по профессии. Болельщицкое же мнение на сей счет отнюдь не единодушно. Оно и понятно: в чести у поклонников «Ф-1» победители сиюминутные, а Алонсо сейчас – по крайней мере, в широком смысле этого выражения – к ним не относится.
Еще болельщики ценят чистую скорость, и в данном компоненте мастерства у Фернандо найдутся весьма солидные конкуренты в лице Себастьяна Феттеля и Льюиса Хэмилтона. Но, знаете ли, скорость – это еще не все. Автоматически она никого не делала чемпионом в прошлом и, думается, не сделает впредь. Гораздо важнее нее сумма умений, которые полнее всего проявляются в воскресенье – в финальный день этапа.
Потерять время по ходу гонки очень легко. Выиграть – крайне сложно. Именно поэтому на трехсоткилометровой дистанции Гран-при в плюсе, как правило, остаются пилоты, допускающие меньше всего невынужденных ошибок. Речь здесь, разумеется, идет не о вылетах и не о разворотах – на уровне «Больших призов» они, безусловно, были и будут редкостью. Нет, я говорю в основном о еле заметных глазу помарках, которые случаются почти на каждом круге. Заблокированные колеса, неправильно выбранная точка для торможения и не лучшая траектория на выходе из поворота вроде бы отнимают не столь уж много времени. Обычно цена подобных промахов – от силы пара-тройка десятых. Но за полтора часа, что длится среднестатистическая гонка, этих мелких, казалось бы, ошибок порой набирается не одна дюжина. И даже не две.
Хуже того, малейшее неверное движение руля провоцирует дополнительный износ шин. И вот тут приходится говорить уже о безвозвратно утраченных секундах. Пилот, не умеющий беречь покрышки в начале любого из отрезков, в его конце отчаянно рискует потерять темп, причем настолько, что это поломает всю стратегию.
В общем, по воскресеньям (особенно в нынешних условиях, когда запрещены дозаправки) весомое преимущество получают гонщики, которые умеют вести машину не только быстро, но и аккуратно. Алонсо в этом смысле находится вне конкуренции. Только он и, пожалуй, Дженсон Баттон в сегодняшнем пелотоне могут в боевом ритме преодолеть марафонскую дистанцию этапа, ни разу не перетормозив и не отклонившись от оптимальной траектории дальше, нежели на несколько сантиметров. При этом вряд ли кто-нибудь станет спорить с утверждением, что в плане чистой скорости испанец превосходит англичанина.
Изумительный контроль над машиной, выделяющий Фернандо даже на фоне его прямых конкурентов в сражении за чемпионскую корону, в первую очередь заметен в сложных условиях. К ним следует отнести и дождь, и ситуации, в которых приходится управлять болидом, до отказа заполненным топливом. В такие тревожные минуты, собственно, и возрастает риск совершить ошибку, а комфортный пилотаж незамедлительно уходит в прошлое.
Неприятные моменты – ничего не скажешь, однако двукратный чемпион мира умудряется с завидным постоянством превращать их в свой бенефис. Для него это самый настоящий звездный час. И, между прочим, не очень трудно понять, почему. Там, где иные гонщики тратят уйму усилий, чтобы показать достойный результат на круге, Алонсо тратит их несравнимо меньше. И, соответственно, сохраняет энергию и концентрацию для дальнейших подвигов. Рано или поздно это находит отражение в классификации Гран-при.
Не уверен, что в карьере Фернандо (и без того, кстати, уже достаточно долгой) у него будет столь же мастеровитый и талантливый напарник по конюшне, как Льюис Хэмилтон. Невероятный сезон-2007, который они провели бок о бок в McLaren, запомнился в основном открытой враждой испанца и британца. А еще – почти полным тождеством достижений практически в любом значимом разделе статистики. Алонсо и Хэмилтон на финише чемпионата набрали одинаковое количество очков (по 109), одержали по четыре победы и поровну поделили 24 командных подиума. Квалификации, впрочем, все же принесли некоторое преимущество Льюису: их счет – 10:7 в пользу британца. Но если вспомнить о том, что в Венгрии он добыл поул посредством поданного протеста, а его партнер по McLaren данный поул ровно таким же способом потерял, перевес уроженца Лондона уже не выглядит существенным.
Существенным в сезоне-2007 было разве что превосходство двукратного чемпиона мира в ситуациях, когда оба гонщика коллектива из Уокинга одновременно находились на трассе, выбрав комплект жестких шин. Необходимость использовать оба типа резины в течение Гран-при регулярно вынуждала стратегов команд делать один из отрезков гораздо длиннее двух других. На нем-то Алонсо стабильно и опережал Хэмилтона. В Монако и Монце он ушел в оказавшийся потом победным отрыв, в Спа создал внушительный задел перед финальной серией пит-стопов, а в Стамбуле заставил оппонента быть излишне агрессивным.
Ту августовскую дуэль на расстоянии я вообще склонен относить к числу красивейших в летописи «Формулы-1». Фернандо, находившийся после событий в Венгрии в тяжелом душевном состоянии, приехал в Турцию с длиннющей бородой, которая скорее подошла бы человеку, живущему на необитаемом острове, а не самому высокооплачиваемому спортсмену планеты. Не блеснув в квалификации, он еще хуже провел старт, но, вырвавшись на оперативный простор, завелся. Льюис, который был на 14 секунд впереди, принял вызов, и между ними завязалась отчаянная борьба. Насколько отчаянная? Ну, о ее характере убедительно говорит хотя бы этот факт: за 15 кругов Алонсо отыграл у Хэмилтона (вы только не смейтесь) две десятых. Ближе к концу отрезка, однако, ход поистине эпического сражения неуловимо поменялся. Испанец как снимал со своего времени несколько сотых, так и продолжил снимать, зато британец оказался бессилен прибавить и, напротив, принялся замедляться. Демонстрируя идентичные с напарником результаты, он гораздо больше нагружал покрышки, и те в итоге банально отказали.
Фернандо - эталон среди гонщиков и в отношении принятия тактических решений – здесь я поставил бы рядом с ним разве что Баттона. Плохо лишь, что в Ferrari, где со стратегией после ухода с капитанского мостика Росса Брауна сущая беда, это его качество весьма посредственно используют. На ум мне сразу приходит прошлогодняя квалификация в Сингапуре, в которой фронтмен Скудерии столкнулся с неопознанной проблемой. В середине одного из сегментов у него вдруг забарахлила машина. «Срочно приезжай в боксы!» - обратился к своему пилоту встревоженный босс итальянской конюшни Стефано Доменикали, но в ответ резонно получил отказ. Алонсо, прошедший в Renault хорошую школу и многому научившийся у блистательного инженера Пэта Симмондса, выбрал совсем иную опцию. Понимая, что ремонт теоретически может растянуться на часы, время поджимает, а болид, к счастью, пока еще вполне пилотируем, он решил продолжить движение по трассе и показать установочный результат. И, надо признать, его показал, чем фактически гарантировал себе продолжение баталии за поул-позишн, и только затем зарулил на пит-лейн, чтобы проверить, в порядке ли техника. А она в порядке и была – при ближайшем рассмотрении выяснилось, что на летучем круге испанцу мешали чуть ли не пустяки.
Почти анекдотическая нелепость ситуации, которая в жизни Ferrari двух последних сезонов – никакое не исключение, заставляет вспомнить о не менее анекдотической истории из области искусства не автогоночного, но музыкального. Несколько лет назад приглашенный на телевизионное шоу популярный российский певец Филипп Киркоров во всеуслышание заявил, что не намерен следовать моде и обращаться к помощи психологов. «Вы что - нельзя впускать в свою душу чужого человека! Именно поэтому я сам себе психолог и сам себе психоаналитик», - гордо заметил он и с чувством выполненного долга протянул микрофон сидевшему рядом Николаю Фоменко. «Бедросыч, это заметно», - только и сумел вымолвить нынешний патрон команды «Ф-1» Marussia, окинув взглядом бледного и осунувшегося Киркорова.
Вот и Алонсо, которому частенько приходится отвлекаться от пилотажа и консультировать по ходу напряженнейших моментов гонок впавших в прострацию стратегов Скудерии, подобный универсализм не идет на пользу. И, признаться, это тоже заметно.